Чехо-словацкие легионеры в Иркутске, 1920 год

К 100-летию восстания чехословацкого корпуса в России Прага создаёт культ белочехов

«Чехи были мастерами грабить всё, что подвернётся под руку»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В 2020 году власти Чешской Республики намерены провести на территории Российской Федерации ряд мемориальных мероприятий с связи со 100-летием восстания чехословацких легионеров в годы Гражданской войны. Не важно, что «юбилей» мятежа миновал два года назад.

В начале марта (никакой коронавирус не помешал) делегация Союза чехословацких легионеров (Československa obec legionárská –  ČsOL) при поддержке чешского правительства и парламента посетила в Красноярском крае и Иркутской области захоронения чехословацких легионеров и реконструкцию Великого Сибирского ледяного похода Белой армии. 

ČsOL объявляет своей миссией передачу памяти о чехословацких легионерах в России современному поколению чехов и словаков. Эта организация выступает за включение данной темы в школьную программу по истории в рамках поддерживаемого Министерством обороны Чехии проекта Legie 100 («Легион 100»), рассчитанного на 2014-2020 годы, проводит выставки и памятные акции, издаёт тематическую печатную и видеопродукцию.

Так, в 2018 г. (аккурат к 100-летнему юбилею) была организована реконструкция движения восставших белочехов по Транссибу через Златоуст в 1918 г. При этом ни слова не было сказано о массовых казнях, которые творили здесь восставшие легионеры.

55-тысячный Чехословацкий корпус (легион) был сформирован из военнопленных германской и австро-венгерской армий чешской и словацкой национальности для участия в войне против центральных держав. На его вооружении состояли бронепоезда, броневики, пушки, пулемёты. В 1918 году при поддержке Антанты легион был объявлен автономной боевой единицей в составе французской армии и двинулся по Транссибу во Владивосток, чтобы оттуда отплыть во Францию для продолжения войны против Германии и Австро-Венгрии за независимое чехословацкое государство. Эшелоны с чехословаками растянулись от Пензы до Владивостока.

Чехословацкий бронепоезд на Транссибирской магистрали

Чехословацкий бронепоезд на Транссибирской магистрали

Начались стычки с военнопленными немцами и венграми, к которым у чехословаков имелись давние претензии. На контрмеры советского правительства легионеры ответили повсеместным захватом власти в городах и станциях вдоль Транссиба, захватом почты и телеграфа, расстрелами большевиков, чехословацких и венгерских коммунистов, грабежами и убийствами мирных жителей, воровством и экспроприацией русского имущества с дальнейшей его перепродажей по спекулятивным ценам. Так начался чехословацкий мятеж.

О зверствах чехословаков до сих пор помнят в городе Топки Кемеровской области, откуда родом автор этих строк. На месте городского стадиона раньше находилась роща, в которой белочехи устраивали расстрелы. Останки расстрелянных, пока в городе была власть чехословаков, растаскивали по улицам бродячие собаки. В городском парке, разбитом в 1930-е годы, стоит скромный памятник двум венгерским коммунистам, казнённым чехословацкими легионерами.

Стелла в городе Топки (Кемеровская область)

Стелла в городе Топки (Кемеровская область)

Участник Белого движения генерал Константин Сахаров в книге «Чешские легионы в Сибири» (Берлин, 1930) писал:

«Чехи были мастерами… грабить всё, что подвернётся под руку… уносили всё, начиная с медикаментов и кончая библиотекой в Перми…Чехи были асами мародёрства… Прибывающие на фронт офицеры и солдаты рассказывали о захвате чехами эшелонов с обмундированием, следовавшим на фронт, об обращении в свою пользу запасов оружия и огнестрельных припасов, о занятии ими лучших квартир, а на железных дорогах лучших вагонов и паровозов… Толпы их бродили на всех станциях железной дороги, держась кучками в 10-15 человек. В одиночку они ходить боялись… Это банды распущенной солдатни… Зато население Сибири и [Белая] армия ненавидели чехов с каждым днём всё сильнее. Прикажи тогда русская власть расправиться с ними – вся Сибирь пошла бы охотно как один человек».

Сахаров приводит цитаты из книги «Чешскiе аргонавты в Сибири» (Токио, 1921): «Расправа чехов со своими противниками была короткая. Попавшийся им в руки немец или мадьяр расстреливался на месте. Такая же участь ждала каждого русского красноармейца, имевшего в кармане какие-либо ценности».

В «Песне алтайских партизан» (1919 г.) поётся: «…на нас напали злые чехи, село родное подожгли. Отца убили в первой схватке, а мать живьём в костре сожгли. Сестру родную в плен забрали, а я остался сиротой».

В 2019 году Прага не стала перечислять €57,5 тыс. евро на ремонт и восстановление могил чехословацких легионеров в России. Причина – нежелание местных жителей и российских региональных администраций видеть на своей земле памятники мародёрам и убийцам русских людей. Хотя что сказать? На территории Российской Федерации уже разместились около двух десятков мемориальных объектов, памятников и захоронений чехословацких легионеров.

Поклонники легионеров из Чехии на Урале

Поклонники легионеров из Чехии на Урале

Москва долго шла навстречу чехословацкой стороне, содействуя проведению памятных мероприятий в России. Так, в прошлом году многочисленная делегация ČsOL (88 человек!) объездила всю Челябинскую область, встречалась с местными чиновниками, с представителем МИД РФ в УрФО.

Однако сейчас всё более заметны старания Праги перевести историю чехословацкого мятежа в идеологическую плоскость. Комитет по делам военных ветеранов Министерства обороны Чешской Республики заявляет, что легионеры сражались в России «за свободу чехословацкого народа», факты массовых расправ чехословаков над русским населением категорически отрицаются.

Мятеж приравнивается к «борьбе народов Чехословакии против тоталитарного советского строя», а советский строй – к нацистскому режиму. Проводятся искусственные хронологические параллели между нахождением послевоенной Чехословакии в социалистическом лагере и мятежом как отчаянной попыткой спасти страну от «русского медведя». Пребывание Чехии и Словакии в НАТО подаётся как торжество справедливости, за которую сто лет назад легионеры отдавали жизни в далёкой Сибири.

Активизация Праги и Братиславы на таком историческом фронте – часть скоординированной пропагандистской кампании против России. Той кампании, которую не остановила и не остановит никакая пандемия –  ни настоящая, ни индуцированная средствами массовой информации. И об этом надо помнить.

Заглавное фото: легионеры в Иркутске, 1920 год