Мода на польское шляхетство в западной Руси

Мода на польское шляхетство в западной Руси

О культурном разобщении народа с русским самосознанием

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Народная культура живёт традицией. И в настоящее время в СМИ часто говорится: такой-то день по народной традиции называется так-то, в него было принято делать то-то и то-то, наши предки встречали его по такому обычаю и т.д. Однако наперекор традиции действуют мода, новое веяние, новая культурная программа. Приверженцы новизны высмеивают старые традиции, ломают устои, ратуют за перемены. Между старыми и новыми порядками нарастает противоречие, которое может привести общество к культурному разлому. Одни слои продолжают жить традицией,  другие усваивают новизну и обособляются от народа, совершенно отделяются от «малокультурных низов». Всё это чревато серьёзными социальными конфликтами.

Нужно ли говорить о такой проблеме на школьных уроках? Думается, что обязательно. Иначе не будет ясна причина не только общественных потрясений прошлого, но и общественных колебаний настоящего. Это особенно актуально звучит в Беларуси, где минувший год был официально объявлен Годом народного единства.

Однако в современных белорусских учебниках по истории проблема культурных противоречий и конфликтов затушёвывается. Примером может служить новейшее учебное пособие для 10-го класса, где в разделе об этническом развитии утверждается «единство материальной и духовной культуры белорусской народности» в XIV–XVI вв. При этом в тексте говорится только о крестьянах, которые действительно жили в сходных материальных условиях, одинаково питались, пели традиционные песни, пересказывали одни и те же предания. Выходит, что «белорусская народность», в трактовке авторов учебного пособия, – это крестьянская масса. Однако сказать об этом прямо они не решаются, чтобы не впасть в противоречие с собой, ведь к «белорусскому этносу» те же авторы относят и феодалов.

 

Крестьянская одежда

Что же было общего в материальной и духовной культуре землевладельцев и крестьян, принадлежащих, как отмечается в учебном тексте, к одной «народности»?

До начала XVI в. в быту западнорусских людей общего было много. И феодалы, и крестьяне жили в деревянных срубных домах, покрытых щепой, спали на лавках, одевались просто, носили длинные бороды, ели борщ и пили медовуху. Ходили в одну и ту же церковь, где молились на церковнославянском языке. Однако в XVI в. ситуация стала меняться. Землевладельцы сословно обособились от крестьян, приобрели права судить их собирать с них налоги, обязуясь за это нести в пользу господаря военную службу. Это служилое сословие в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) появилось по образцу польского «рыцарства», шляхты. Завелась новая мода одеваться «по-немецки», брить бороду, носить узкие кители вместо широких рубах и кафтанов. На смену деревянным домам у знатных людей пришли каменные дворцы-палацы с поварнями для приёма гостей и псарнями для охоты. На пирах появились венгерские и испанские вина, всевозможные яства с приправами. Для выездов магнаты стали обзаводиться колясками и свитой по королевскому образцу. Её составляли мелкопоместные шляхтичи, многие из которых были по-светски обходительными поляками. Признаком образованности стало употребление польского языка, вырос престиж католической веры и модного тогда протестантизма. На православную веру и церковнославянский язык кичливая шляхта («урожёные» люди) стала смотреть с презрением, как на религию невежественных («подлых») низов. О «грубости» русской веры с акцентом говорило католическое духовенство, например, иезуит Пётр Скарга.

Шляхетские костюмы

Шляхетские костюмы

Западнорусская знать ради приобретения гербов польского рыцарства заключала браки с польскими фамилиями, вместе с польскими жёнами появлялись при дворах польские духовники, слуги и учителя. Польская речь стала родной для потомков многих русских князей, которые стали подписывать документы на польский манер словами «рука властна» (собственноручно).

Однако на фоне шляхетского увлечения западными модами, которые поставляли в ВКЛ поляки, раздавались голоса критиков обезьянничества. Примером может служить «Речь» смоленского коменданта (каштеляна) Ивана Мелешко (конец XVI в.), ходившая по рукам в рукописном виде. Автор начинает своё выступление с того, что противопоставляет сеймовые речи своих современников советам прежних времён, когда перед польскими королями и господарями ВКЛ говорили просто, «без сентенций» и «политики», но от сердца «правдой в рот, как солью в глаза, кидывали». И если король Сигизмунд I «Литву и нашу Русь любительно миловал», то его сын Сигизмунд Август, «называя самого себя ляхом (поляком)», раздавал полякам земли, приобретённые его предками, например, Волынь и Подолию. Теперь многие стали подражать полякам, так по-польски научились говорить, что одно лихо баламутят: «Много есть таких, что хоть и наша кость, однако собачьим мясом обросла и воняет».

«Польскому слуге, – говорит Иван Мелешко, – подавай голландское сукно для одежды, корми его жирно и не спрашивай никакой службы: только и дело у него, что убравшись пёстро, на высоких каблуках скачет возле девок, да трубит в большой кубок с вином. Господин за стол, и слуга себе за стол; господин за борщ, а слуга за жирный кусок мяса; господин за бутылку, а слуга за другую, а если плохо будет свою держать, то и из рук вырвет. А когда господин из дому, то того и гляди, что к его жене приласкается. И такого бы чертополоха вместе с немцами от нас выгнать, что к нам влезли против права нашего».

В другом месте Мелешко касается моды на питание: «На моей памяти не было таких яств («прысмаков»), хорошо было: гусятина с грибами, каша с перцем, печёнка с луком или чесноком, а как роскошь – рисовая каша с шафраном. Вина венгерского прежде не употребляли – мальвазию пили скромно, медовуху и горелку черпали. А грошей избыток был – возводили стены и войну со славой выдерживали крепче, чем теперь».

Шляхетская мода

Шляхетская мода

Культурная пестрота шляхетского сословия в Речи Посполитой бросалась в глаза всем иностранцам. Различные веяния моды смешивались и приобретали самые вычурные очертания. Одежда была в этом отношении показчиком. Поляки наряжались кто во что горазд: короткое и длинное, с огромным воротником и вообще без воротника, с различными комбинациями шнурков, пуговиц и петлиц. По отзыву польского писателя Николая Рея, у всех народов были свои национальные одежды, только у поляков их не стало, почему кто-то, изображая костюмы других народов, не нашёл ничего лучше, чем нарисовать поляка просто с куском ткани.

Не было в Речи Посполитой и религиозного единства. Здесь наряду с католиками находили себе пристанище и умеренные лютеране, и строгие кальвинисты, и сектанты-анабаптисты. ВКЛ на этом фоне добавляло ещё больше разнообразия благодаря массам православного населения сёл и городов.

С учётом всего этого можно ли говорить о единстве материальной и духовной культуры жителей белорусских земель ВКЛ? В XVI в. не просто совершалось сословное расслоение общества, но и его культурный разлом. Из народа «Русь» в польское шляхетство перетекали знатные фамилии одна за другой, отрекаясь от своего языка, веры и культурных традиций. Они стали одеваться по-другому, есть и пить иначе, показывая всячески своё презрение к традициям «глупой Руси». Фактически речь идёт о расслоении и культурном разобщении народа с русским самосознанием. Хранителем исконных народных традиций и языка оставались крестьянство и мещанство, подавленное ополячившимся сословием шляхты.

В Беларуси день сегодняшний являет похожие параллели: «европеизаторы» кичатся своей «прогрессивностью», желанием перемен, противопоставляя себя «убогому молчаливому быдлу». К чему всё это может привести, показывает последующие внутренние конфликты Речи Посполитой в XVII в. Однако это очевидно только для тех, кто хочет знать и понимать уроки истории. Их усваивать надо уже со школьной скамьи.