В Литве снижают уровень охраны экс-кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской, которую на Западе нередко называют «избранным президентом». После переезда в Литву в 2020 г. Тихановская получила статус официального гостя категории C – такой же, как у послов и представителей иностранного правительства. По некоторым оценкам, ее охрана обходилась государству примерно в 1 млн евро в год, включая круглосуточную охрану, транспорт и VIP-терминалы. Теперь уровень охраны будет снижен, хотя о полной ее отмене речь не идет.
Согласно новым правилам, личная охрана политика передана в ведение бюро криминальной полиции. Если ранее за её безопасность отвечала структура, обеспечивающая защиту государственных лидеров, то теперь этим займётся подразделение, занимающееся охраной лиц, которым, по мнению властей, может грозить опасность.
В «офисе» Тихановской прокомментировали изменения в охранном статусе и объявили о временной приостановке деятельности. «Мы хотели знать об этом заранее, но такого не произошло. Слишком короткий период времени не позволяет нам приспособиться к перемене, поэтому временно приостанавливаем деятельность», – говорится в заявлении советника Тихановской Дениса Кучинского.
Проблемы у «офиса» Тихановской в Литве начались далеко не вчера. Регулярные нападки со стороны литовских политиков право-националистического толка уже стали обыденностью. Они задают вопросы о целесообразности нахождения «офиса» Тихановской в Литве и его финансирования со стороны литовского правительства.
В июле 2025 г. депутат литовского сейма Витаутас Синица, представляющий националистическую партию «Национальный альянс», обратился в МИД Литвы с требованием лишить аккредитации «офис» Светланы Тихановской (официальное название «Представительство белорусской демократии»). В заявлении Синицы, в частности, говорится: "Глава представительства Тихановская не смогла решительно осудить набирающую популярность в белорусских оппозиционных кругах теорию литвинизма и позволила себе высказываться по вопросам внутренней политики Литвы, например, критикуя намерения ограничить миграцию из Беларуси по соображениям национальной безопасности".
Требование Синицы было отклонено литовским МИД, однако понижение охранного статуса «офиса» Тихановской может говорить о том, что своего радикальный литовский политик отчасти добился, а литовскому правительству все сложнее закрывать глаза на растущее общественное недовольство деятельностью в стране белорусской оппозиции.
Белорусская тусовка политэмигрантов становится все большим обременением для Литвы, равно как и в целом белорусская диаспора, которая значительно разрослась в период 2020-22 гг., достигнув 60 тысяч человек.
Впрочем, за последний год зафиксировано значительное снижение проживающих в Литве белорусов с местными видами на жительство. По состоянию на 1 апреля 2025 г. в Литве проживало 53739 граждан Беларуси с литовскими видами на жительство, что на 10 тысяч меньше, чем годом ранее.
Начиная с 2022 г. Литва последовательно ужесточает правила нахождения граждан Беларуси на своей территории, а также устраивает регулярные проверки белорусских обладателей ВНЖ, результатом которого нередко становится изъятие документов и депортация. Делается это под предлогом заботы о национальной безопасности и противодействия проникновению в среду белорусской эмиграции агентов белорусских спецслужб. В результате поводом для изъятия литовского ВНЖ может стать даже факт прохождения срочной службы в белорусской армии 20 лет назад.
Ухудшаются условия работы и для белорусского бизнеса. В результате многие компании с белорусским капиталом предпочитают уходить из Литвы в Польшу, где условия для ведения бизнеса более благоприятные.
В чем причины такого ухудшения отношения к белорусским политическим и экономическим мигрантам в Литве?
Думается, дело в первую очередь в том, что в Литве не рассчитывали, что пребывание столь большого числа белорусов на их территории окажется долгосрочным. Ставка была на быстрое падение «режима Лукашенко» и возвращение белорусских эмигрантов к себе на родину. При этом Литва рассчитывала на определенные гешефты со стороны новых властей Беларуси за свою поддержку «демократических сил».
Реальность же оказалась другой. «Офис» Тихановской и десятки тысяч белорусских мигрантов прописались в Литве всерьёз и надолго, создавая перегрев на местном весьма тесном рынке труда и тем самым подпитывая традиционную литовскую ксенофобию в отношении славян.
Ситуация усугубляется общим ухудшением экономической обстановки в Литве. Разорвав экономические связи с Беларусью и Россией, Литва лишилась доходов от транзита российских и белорусских грузов и туризма. В частности, примерно 30% перевалки в порту Клайпеда обеспечивали калийные удобрения из Беларуси, которые теперь переваливают порты Ленинградской области.
На этом фоне Вильнюс резко наращивает свои военные расходы, которые в ближайшие годы будут составлять около 5% ВВП. Литва – наиболее милитаризированное государство Прибалтики, ее армия насчитывает около 20 тысяч военнослужащих, т. е. примерно половину от Вооруженных сил Беларуси, хотя численность населения Беларуси и Литвы соотносится как 3:1.
Поэтому неудивителен рост раздражения расточительным расходованием средств на содержание «офиса» Тихановской и общее недовольство большим количеством белорусов, обретающихся в Литве. Играют свою роль и давние исторические предубеждения – неслучайно тот же Витаутас Синица упрекает Тихановскую в поддержке «литвинизма», т. е. идеологии белорусских притязаний на историческое наследие Великого княжества Литовского.
В то же время Литва не может полностью отказаться от своих обязательств перед «офисом» Тихановской и белорусской оппозицией в целом. Литовское правительство стало заложником европейской политики на белорусском направлении, которая по-прежнему основывается на поддержке так называемых демократических сил и неприятии «режима Лукашенко». Поэтому изгнание Тихановской грозит Литве большим политическим скандалом. Это значит, что официальный Вильнюс и дальше будет вынужден содержать «офис белорусских демократических сил», хотя и делая это все менее охотно.