Владимир Путин и Александр Лукашенко

Ко Дню единения народов Белоруссии и России

24 февраля Россия и Белоруссия вместе перешли Рубикон и альтернативы общей победе нет

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Россия и Белоруссия снова проходят период испытаний на прочность и эффективность созданного ими Союзного государства (СГ). Интеграционному объединению скоро исполнится четверть века. За этот период подписанный в 1999 году договор о создании совместного государства так и не был реализован в важнейших своих положениях.

Каждый год 2 апреля отмечается День единения народов Белоруссии и России. В этот день принято вспоминать о реальных и мнимых достижениях, указывать на горизонты, не портить настроение критикой, поиском ответственных за невыполнение взятых на себя Москвой и Минском обязательств.

Однако риск «наступить на украинские грабли» по-прежнему высок. Необратимые судьбоносные перемены, которые начали происходить в мире после 24 февраля, диктуют необходимость анализа предшествующего периода и артикуляции хронических проблем, поиска жизненно необходимых (без преувеличения) решений, обозначения ценностей и целей.

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии был подписан в Москве 8 декабря 1999 года президентами Борисом Ельциным и Александром Лукашенко. Преамбула документа гласит, что Союзное государство учреждается «руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан». В статье 1 договора сказано, что Россия и Белоруссия «создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство».

«Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности» – гласит статья 2 договора. Предусмотрено также принятие Конституции, формирование Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда, Счетной палаты нового государства. Почти ничего из заявленного не сделано – не появилось даже символики. Вместо полноценного представительного органа (парламента) действует некое собрание, ограниченное в полномочиях.

Субъектность СГ не признают даже ближайшие партнёры России и Белоруссии. Официальный Минск до сих пор юридически не оформил признание территории союзника после воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Проблема юридического признания границ России осложняет признание границ Союзного государства, их защиту, деятельность на общем союзном пространстве.

Первой целью создания нового государства в договоре заявлено «обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни». К совместному ведению Союзного государства и государств-участников отнесено, помимо прочего, «развитие науки, образования, культуры» (ст. 18 договора). Совмин учреждённого государства согласно ст. 46 договора призван способствовать «проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования».

Договор о создании Союзного государства – не единственный документ в фундаменте гуманитарного измерения объединения России и Белоруссии. Правовую основу составляют также многочисленные договоры, соглашения и прочие документы. В числе последних уместно упомянуть соглашения в рамках СНГ, согласно которым официальный Минск в лице Александра Лукашенко взял на себя обязательства организовывать проведение международной акции памяти «Бессмертный полк».

Практика реализации всех этих документов оставляет желать лучшего. Союзная бюрократия предпочитает фокусировать внимание обывателя на торговом и политическом сотрудничестве, хотя и с ним не всё гладко. В 2014 году Минск отказался солидаризироваться с Москвой в отношении к государственному перевороту в Киеве, отверг проект федерализации. В декабре 2019 года были сорваны союзные юбилейные мероприятия из-за отказа белорусского друга и партнёра подписывать пакет интеграционных «дорожных карт». Формально камнем преткновения стали цены на российские углеводороды – самые низкие экспортные цены, которые Лукашенко требовал снизить ещё больше. До этого были провалены все пять заявленных правительством Белоруссии проектов интеграции в промышленной сфере («Росбелавто» и другие).

Летом-осенью 2020 года Москва оказала Минску всестороннюю поддержку в белорусском политическом кризисе. В ноябре 2021 года стороны подписали интеграционный декрет Союзного государства и 28 «союзных программ» – вместо 31 «дорожной карты». Успехов в их реализации пока немного. Возможно, дело в том, что интеграции экономической и политической должна предшествовать интеграция в гуманитарной области.

Гражданам учреждённого, но спустя почти четверть века так и не состоявшегося Союзного государства важно было объяснить, почему руководитель Белоруссии требует от России допуска к российским госзакупкам, стоимости газа «как для Смоленской области», преференций в торговле на российском рынке, кредитов и много другого. Россия не требовала ничего подобного от своих партнёров по разным интеграционным объединениям. В других интеграционных объединениях тоже не наблюдается подобного. Например, в Евросоюзе, SICA, MERCOSUR, ASEAN, NAFTA и многих других можно услышать официальные заявления на тему дружбы народов и даже братства, но отношения строятся по принципу «дружба – дружбой, а табачок – врозь».

Принимая 31 марта делегацию во главе с губернатором Пензенской области России Олегом Мельниченко, Александр Лукашенко заявил: «Особое направление, и это мы с Президентом России постоянно подчеркиваем, это активное создание совместных производств. Здесь и особенно в вашей области. В сферах машиностроения, сельского хозяйства, научно-технической сфере… Надо создавать совместные предприятия. Тогда не будет болтовни о каком-то едином государстве, единой валюте и прочем. Экономика нас выведет на тот уровень и приведет к тому, что должно существовать между нашими государствами. Экономика – это фундамент любых отношений. В этом направлении мы и действуем», – подчеркнул Лукашенко.

Под «болтовнёй», вероятно, понимается исполнение подписанного в 1999 году договора о создании Союзного государства. В статье 13 документа прямо говорится о единой валюте, вместо которой Минск и Москва до сих пор рассчитываются долларами США. Однако проблема не только в неправомерном сужении объединительного союзного процесса до экономики, важность которой никто не отрицает.

Игнорирование гуманитарного измерения союзного строительства стоило России и Белоруссии немалых издержек в торговых и информационных войнах. Гуманитарное измерение объединительного процесса должно было идти параллельно, дополнять экономическое и политическое. На практике же во главу угла была поставлена даже не экономика во всём её многообразии, а торговля. Поэтому заявленное среди целей союзного договора «укрепление дружбы» происходило преимущественно среди субъектов хозяйствования, с их специфическим пониманием дружбы и других нравственных категорий.

Юридическая основа для реализации гуманитарного измерения Союзного государства России и Белоруссии создана, но игнорируется обеими сторонами. Общественности почти ничего не известно об успехах в реальных делах по линии науки или культуры. Учреждениями науки и образования подписано множество меморандумов о взаимопонимании, соглашений о сотрудничестве и тому подобного, но 99% из них так и остались на бумаге. Реально работающие межвузовские программы с ощутимым практическим выходом по-прежнему остаются объектами мечтаний. Уместно напомнить, что занимаются ими должностные лица с хорошими зарплатами из средств налогоплательщиков, тщетно ожидающих результата.

В это же самое время Евросоюз демонстрировал успехи в реализации программ Tempus, Erasmus Mundus, Alfa, Edulink, Lifelong Learning, Youth in Action Programmes. На этой платформе Еврокомиссия запустила комплексную программу Эразмус+ и продолжила модернизацию общей системы высшего образования. В её рамках разрабатываются и внедряются новые учебные программы, развивается обмен технологиями и многое другое. С 2010 года действует Европейское пространство высшего образования.

Ничего подобного в Союзном государстве России и Белоруссии нет даже близко. Из опубликованных отчётов союзного Совмина следует, что подобный уровень гуманитарной интеграции не осмыслен и не явлен даже на уровне концепта.

Неудивительно, что белорусские студенты знают о ЕС и Erasmus гораздо больше, чем о СГ и не понаслышке: ряд белорусских вузов давно вовлечён в программы сотрудничества с вузами Польши и других стран Евросоюза. С каждым годом растёт количество граждан Белоруссии на обучении в польских, литовских, чешских и других учреждениях теперь уже откровенно недружественного Евросоюза.

Численность белорусских студентов в вузах России в 2021 году составляла около 12 тыс. человек, в вузах Польши – почти 10 тысяч. С учётом обучающихся в других странах ЕС численность граждан Белоруссии на обучении Евросоюзе была выше, чем в РФ.

В том же 2021 году Россотрудничество объявило об увеличении квоты бесплатного обучения белорусских граждан в России в три раза – до 700 студенческих мест в 505 вузах со стипендией и даже с местами в общежитиях. Однако квота не была выбрана примерно на четверть. На то был ряд причин, среди которых – запоздалое и весьма ограниченное информирование потенциальных абитуриентов.

В марте 2019 года посол России в Белоруссии и по совместительству спецпредставитель российского президента Михаил Бабич заявил, что до конца года у граждан Белоруссии появится возможность сдать ЕГЭ по крайней мере в Минске. С тех пор в российской дипмиссии сменилось три посла, один из них даже стал госсекретарём Союзного государства (Дмитрий Мезенцев), но ни одного пункта сдачи ЕГЭ в Белоруссии не появилось.

Единые учебные программы в Союзном государстве отсутствуют. Минобразования и НАН Белоруссии отказываются сотрудничать по этому важнейшему направлению гуманитарного измерения союзной интеграции с российскими коллегами. Инициированный и проводимый Александром Лукашенко курс «мягкой белорусизации» предусматривает создание новой белорусской идентичности с подчёркиванием имеющихся и мнимых отличий титульной нации от других «братских народов».

Закономерным следствием такого курса стало создание новой мифологии – политической и исторической. Совершенно иная трактовка общей истории белорусскими системными националистами получила воплощение в академических изданиях, утверждённых Минобразом типовых и вузовских рабочих учебных программах, в учреждении новых символов и «традиций», в формировании непонятного широким массам нового эклектичного пантеона «национальных героев». Белорусские участники «Бессмертного полка» сталкиваются с противодействием местных властей. Всё это осложняет не только общественно-политипическую обстановку в республике, но и становится поводом для дипломатических скандалов в Союзном государстве.

Ведущий эксперт РИСИ Олег Неменский уверен, что гуманитарное сотрудничество в Союзном государстве в перспективе могло бы состояться. Он обратил внимание: 28 «союзных программ» не предполагают такого сотрудничества и на этом фоне даже «спящие» документы СНГ выглядят предпочтительнее. «Гуманитарная составляющая должна присутствовать и выходить на первое место», – говорит Неменский, анализируя ход российско-белорусской интеграции. По его мнению, уже очевидно, что проблемы с Украиной находились не в экономической плоскости, на которую делают упор в Союзном государстве России и Белоруссии, а в гуманитарно-политической: как ни стремилась Москва развивать отношения с Киевом, оставляя в стороне гуманитарные аспекты, с точки зрения экономики «всё происходящее с 2014 года является абсурдом, потому что на Украине работала не логика экономических интересов, а политических, логика «украинства».

Такой же риск сохраняется и в отношениях России с союзной Белоруссией, в которых вопросам идеологии уделяется недостаточное внимание. Неменский считает необходимым обратить первоочередное внимание на белорусские учебные программы, которые «формируют национальную идентичность и национальную идеологию». Важно не допустить воспитания враждебного отношения белорусов к России.

Эксперт указал на конкретный пример – недавно изданный пятитомник НАН Белоруссии «История белорусской государственности» отражает «радикальный антироссийский взгляд на прошлое». В особенности это касается досоветского периода, который в новой трактовке будет изучаться студентами всех белорусских вузов.

Неменский уверен, что без корректировки позиции НАН и других госструктур Белоруссии есть риск формирования «русофобской, антирусской идентичности». Исправить ситуацию возможно в процессе развития двусторонней интеграции, которая почти не затрагивала гуманитарную сферу. Времени для её трансформации у России остаётся всё меньше, отметил эксперт.

С подобными констатациями периодически выступают и другие эксперты, публицисты, политики, общественные деятели. Это указывает на необходимость широкого и обстоятельного диалога о проблемах союзного строительства. Именно такого процесса Союзному государству недостаёт для поступательного развития в соответствии с договором, который должен быть исполнен в интересах граждан нашего государства.

24 февраля Россия и Белоруссия вместе перешли Рубикон и общей победе альтернативы нет.